Как воспитывать одарённых детей: что должны знать родители
В процессе взросления детей признаки одарённости могу проявлять себя всё меньше и меньше, поэтому для её развития нужно делать упор не только на усиленное обучение, но и создавать развивающую, обогащённую различными событиями и эмоциями, среду, в которой одарённый ребёнок сможет проявить свои способности.
У таких детей возможна динамика развития: это может проявляться в высоком уровне развития одних способностей на фоне отставания других.
Составляющие детской одарённости
Детская одарённость может включать в себя такие составляющие, как:
- Интеллектуальное развитие (учёба)
- Познавательное развитие (любознательность, хобби, интересы, склонности)
- Социальное развитие (адаптация в обществе, лидерские способности)
- Эмоциональное развитие (творческое восприятие случайностей, юмор)
Родители должны понимать, что не все одарённые дети гармоничны в своём развитии. Некоторые являются гордостью школы, хорошо адаптированы к жизни, к обществу, достаточно самостоятельны, легкообучаемы и эмоционально стабильны. Одним словом, сказка! С такими детьми обычно нет проблем и родителям главное окружить ребёнка любовью и создать такую среду, где он сможет подкреплять и развивать свои способности. Однако, уважаемые мамы и папы, не переборщите с возведением сыночка или дочурки на пьедестал!
Завышенная самооценка может плохо сказаться на эмоциональном состоянии ребёнка, если что-то не получится. А в жизни, как известно, не всегда всё получается. Таким образом, дети с завышенным мнением о себе могут столкнуться с суровой реальностью во взрослой жизни. К тому же, ставить себя выше других – это асоциально.
Есть и такой тип одарённых детей, которые отличаются особой системой ценностей, как не от мира сего. Их самооценка может скакать от чрезвычайно высокой до чрезвычайно низкой. Некоторые из них перфекционисты высшей степени и могут очень стрессово переживать любые неудачи. Отсюда и нарушения в эмоциональном плане: повышенная слезливость, бурные реакции, отчаяние, застенчивость, несамостоятельность.
Есть ряд факторов, которые могут усугубить поведение таких детей (помимо генетики):
- Неблагоприятная атмосфера в семье или школе, когда взрослые подают плохой пример: равнодушны, могут оскорбить, унизить, не способствуют познавательному развитию, дети предоставлены сами себе.
- Негативное влияние сверстников.
- Злоупотребление Интернетом, когда ребёнок получает слишком много ненужной, аморальной и пропагандирующей информации, в т.ч. различные игры.
В 21 век изолировать ребёнка от Интернета невозможно, но ограничить доступ вполне реально, в т.ч. установить детский режим. Ненавязчиво понаблюдайте над соц. сетями (с кем общается, в каких группах состоит, какие настроения проявляет).
Советы родителям одарённых детей
Итак, Ваш ребёнок способный малый, но он человек со своими эмоциями, переживаниями, мировоззрением и поведением. Одарённые дети часто не хотят подчиняться общим требованиям в школе, думают значительно быстрее, чем пишут, отсюда и неаккуратность в работах, они неусидчивы и поэтому важно загружать их с дошкольного возраста, создавать условия для этого. Запомните, одарённые дети, не терпят давления, притеснений и окриков. Зато очень нуждаются во внимании взрослых. Поэтому:
- Помогайте ребёнку в его поисках
- Поддерживайте способности и проявляйте сочувствие к ранним неудачам
- Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребёнка
- Помогайте в удовлетворении потребностей в любви, уважении к себе, поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения
- Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность, говорите, что он способный, но ни в коем случае не внушайте мысли, что он лучше всех. Поощряйте совместные занятия с другими детьми, но не уделяйте слишком много внимания играм с ярко выраженным соревновательным элементом, т.к. скорее всего одарённый ребёнок будет чаще всего победителем, что может вызвать неприязнь других детей.
- Находите слова поддержки для новых начинаний, избегайте критики первых опытов
- Нельзя позволять ребёнку погрузиться в одиночество.
Каждый ребёнок – это индивидуальность!